Рекомендации для педагогов по развитию фонематического слуха
1 этап – Узнавание неречевых звуков.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы:
- Послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
- Игра «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!
- Игра «Большой или маленький» Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыши должны узнать и показать, который из зайцев только что играл.
- Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучание элементов одежды (виды застёжек: кнопки, молнии, липучки; виды тканей: шуршит - не шуршит).
Игры
1. «Что звучит? »
На столе несколько предметов (или игрушеки). Предложить внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет и их последовательность. За ширмой стучать карандашом о стакан, греметь коробкой с кнопками, погремушкой, двумя колокольчика, свисток.
Педагог должен повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать.
2. «Поставь по порядку»
За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.
3. «Что делаю?» Эта игра используется для детей старших групп. Обратить внимание на звучание элементов и назвать их действия.
Действия: застегнуть молнию, липучки, наливать воду, сломать ветку, перелистывать журнал, шуршать целлофановым пакетом, мять бумагу.
При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться
развитием чувства ритма.
4. «Похлопаем», «Постучим», «Потопаем»
Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:
- на слух: II – I - II;
- с закрытыми глазами: I – II – II - I;
2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игры:
- «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);
- «Кто зовёт маму?» (угадай детёныша животных: раздаются картинки с изображением домашних животных);
- «Угадай, кто кричит?»
- «Произнеси тихо (громко)»,
- «Угадай, чей голос?»
- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);
- Игры с использованием драматизации. «Три медведя», «Теремок»
- Игра «Далеко - близко».
Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.
Игры
1.«Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая работе мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.
Так же можно обыграть другие фразы: «Наши ноги ходили по дороге»
Игра с хлопками. Стихи: Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
2. Проговаривать стихотворение со звуком А. Проговаривают все педагоги.
А! – со мною вместе пойте (Произносить звук А.)
А! – пошире рот откройте!
А! – споём мы высоко, ААААА (Петь высоким голосом.)
А - споём мы низко. (Петь низким голосом.)
А – споём мы далеко, (Рукой можно показать, что звук далеко.)
А – споём мы близко. (Рукой можно показать, что звук близко.)
А – шепнём, (Говорить шёпотом.)
А – крикнем громко. (Говорить громко.)
А – спокойно скажем мы.
Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
3. Проговаривание фразы с разной интонацией.
« Я котлеты жарила и не дожарила»
- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, как Настенька.
- Педагогам предлагается отгадать интонацию. Раздаются карточки - говорить сердито, весело, испуганно. Остальные отгадывают интонацию.
3 этап – Различение слов, близких по слоговому составу.
Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»
- «Не ошибись» На картинке изображение: «Бумага». Называть эту картинку то правильно, то неправильно. Хлопнуть в ладоши, если услышите правильное слово». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».
Начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.
- Использовать стихи для включения в них недостающего слова.
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
Игра
«Какое слово не подходит?»
Выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан, утка-будка-дудка-дудочка, сок-сок-ток-сок.
4 этап – Различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
Игры:
- «Кто как кричит?»
- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
- «Какой слог лишний?» Педагог произносит ряды слогов. Например:ба-ба-па-ба, са-са-за-са. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
- «Запомни-повтори» Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы. С наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.
- «Телефон» Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух.
Игры
1.«Выйди вон» Педагоги стоят в ряд. Нужно сделать шаг вперёд, когда услышишь другой слог. Показывать на каждого педагога, называя слог.
СА-СА-СА-ЗА-СА ПТА-ПТА-ПТЫ-ПТА-ПТА
2. «Повтори слоговой ряд» Педагоги по очереди повторяют слоги.
та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га
па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё
па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта
пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму,
пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо
5 этап – Различение звуков.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Начинать надо с различения гласных звуков.
- Взрослый показывает картинки: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра «Медведица и медвежонок»
Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: [Ы-Ы-Ы], потом медвежонок: [И-И-И]. Потом они уходят за ширму. Дети должны догадаться, кто их зовет. (За ширмой произносятся звуки [и], [ы].)
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
- Игра «Прогулка на велосипедах». Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с- с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
- Игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).
- «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.
- «Разведчики». Детям предлагается найти предметы, в названии которых есть заданный звук.
- «Бусы» Дети по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук.
Игры
1. «Исправь Звукознайкины ошибки».
Звукознайка был очень любопытным и часто торопился. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Коска ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
Мама валит касу.
2. «Подбери правильно рифму»
Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).
Много снега во дворе, Едут танки по горе. (санки)
Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп)
Не случайно у сестрички фантики, а в косичках (бантики)
Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами
Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный дом (сом)
Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)
«Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)
Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка 5-6 лет»
На занятиях и в повседневной жизни педагоги учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы речь родителей, бабушек и дедушек, была грамматически правильной, связной и последовательно излагающей мысли. Если дома постоянно говорят громко, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. Не идите по дороге домой, или в детский сад, молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. Проходя мимо березы, обратите внимание ребенка на цвет ствола, расположение веток, прочитайте стихотворение, загадайте загадку.
Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду. Используйте его с пользой для развития связной речи: предложите ребенку подобрать слова-определения к слову суп.
- Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий, ароматный, полезный.
Если ребенок подобрал одно слово - определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка.
Читая малышу сказку, рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации к произведению. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ.
В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец.
Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание.
Не оставляйте без внимания купленную или подаренную ребенку новую игрушку: рассмотрите ее внимательно вместе, опишите все ее части, обыграйте подарок. Можно попросить его самостоятельно описать игрушку по вашему плану:
1. Назвать игрушку (Это мяч)
2. Какого цвета (Мяч синий, с красной полосой)
3. Какой формы (Мяч круглый)
4. Как ты будешь играть с игрушкой (Я буду его катать, подбрасывать и ловить, играть в футбол и т. д.)
Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца. Покажите, что вы уважаете его, как собеседника. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами, братьями и сестрами. От старших членов семьи ребенок должен получать новые знания, обогащать свой словарный запас, научиться последовательно излагать мысли, грамматически правильно строитьпредложения.
Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах.
И напоследок хочется сказать:
- в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
- Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью - не бойтесь обратиться к специалистам.
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
- Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе!
Я радуюсь твоим успехам.
Расскажи мне, что с тобой.
Любите своих детей, помогайте им!
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Практические советы по укреплению мелкой моторики руки у детей с тяжелыми нарушениями речи
Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Кроме традиционных пальчиковых игр можно использовать и многочисленные игровые приемы, которые включают самомассаж, нетрадиционное рисование, сопряженную гимнастику, а также «театр пальчиков».
Этапы разучивания пальчиковых игр:
1 этап. Взрослый сначала показывает ребенку игру сам.
2 этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3 этап. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4 этап. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого.
5 этап. Ребенок выполняет движения и проговаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Сроки каждого этапа индивидуальны для каждого ребенка!
Игры на заметку
«Мышки»
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.
«В детский сад»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
В детский сад уже пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Кошки — мышки»
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку
«Пальчики здороваются»
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались,
Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
«Семья»
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья (хлопать в ладоши).
Самомассаж
«Грибочки»
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой.
Правая рука:
Вылезли на кочке (мизинец)
Мелкие грибочки: (безымянный)
Грузди и свинушки, (средний)
Рыжики, волнушки. (указательный)
Даже маленький пенек (большой)
Левая рука:
Удивленья скрыть не мог. (большой)
Выросли опята, (указательный)
Скользкие маслята, (средний)
Бледные поганки, (безымянный)
Встали на полянке. (мизинец)
«У Лариски две редиски»
Бельевой, не тугой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые «подушечки» от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски – две редиски,
У Алешки – две картошки,
А у Вовки – две морковки,
А у Петьки – две редьки.
Сопряженная гимнастика
«Театр пальчиков»
1.Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать хотьбу пальчиков в
заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным, потом подвигать языком вверх-вниз, или сделать это сопряженно).
2.Подошли к огороду (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу).
3.В огороде росли помидоры (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно потянуть к носу).
4.Помидоры мы соберем в корзину (пальцы рук переплетены «корзинкой», а язык – «чашечкой»).
«Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
- Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
- Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
- Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
- Вот, вот, вот! показать ушки
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Не проводите игру холодными руками.
2. Если в новой игре имеются незнакомые ребенку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Используйте максимально выразительную мимику.
4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите заранее, где нужно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
5. Выбрав 2-3 игры – отработайте их, и затем постепенно заменяйте новыми.
6. Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте все достижения ребенка!
Консультация «Как формировать и развивать речь ребенка»
Вашему ребенку пять лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.
Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны ещё познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал), нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдём в магазин?») и т. п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыплёнок – цыплята, котёнок – котята – котят и т. п. Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребёнку с трудом дается произношение таких трудных звуков, как с, ш, ж, р , л? Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить четко все звуки речи. А ваш ребенок – исключение из этого правила. Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С таким дошкольником нужно специально заниматься. Лучше всего определить ребёнка в логопедическую группу. Но всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать и от своего несходства со сверстниками, ощущать свою неполноценность.
Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого, что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – всё это зимняя одежда), сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от ложки чайной, варежки от перчаток).
Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всём узнать, всё постичь. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на родителей. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра, откуда берутся моря, реки, дети и т. д. и т. п. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастешь – узнаешь» - ответ требуется ребёнку сегодня. Да, утомительно отвечать на вопросы детей Но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.
В одной семье сын-дошкольник без конца задавал отцу вопросы. Он спрашивал даже после того, как, по мнению отца, дан был исчерпывающий ответ. Отец не понимал, что сыну важно было не только получить ответ на интересующие его вопросы. Это был способ продлить общение с отцом, которого ребенок редко видел. Однажды на очередное «почему» сына отец ответил: «Потому что перпендикуляр!» Ребёнку было непонятно значение брошенного отцом слова, но он уловил интонацию, с какой оно было сказано. Сын стал меньше задавать вопросов, но отец этого не заметил. Как-то мальчик оставил игрушки неубранными. «Костик, ты почему не убрал игрушки?» - спросил отец. «Потому что перпендикуляр!» - четко выговаривая новое слово ответил сын. Этот урок, преподанный сыном, заставил отца пересмотреть своё отношение к общению с мальчиком.
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочкой, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но, заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», - предложила мама. «О чём загадать?» - спросила девочка. «О чем хочешь». Оля попыталась загадать ответную загадку маме, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавила мать.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовёт», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, тёмно-синее, черное).
Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает лёгким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.). Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребёнком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания и т. д.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течение 7 – 10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра получилась интересной, порадовала ребёнка. Положите незаметно в мешочек мытые свежие овощи: лук, огурец, свеклу, морковь, картофель, помидор – или фрукты: яблоко, грушу, айву, сливу, банан, что-то ещё. Ребёнку скажите: «Посмотри, какой у меня красивый мешочек. Он - не простой, чудесный. В нем что-то есть, а что – узнай сам. Сначала пощупай мешочек снаружи, скажи, что нашел, потом достань (также на ощупь, не глядя в мешок). Доставай по одному. Что ты достал? Какого цвета? Какой формы? Потрогай, скажи, гладкий или шероховатый, попробуй (отрезаете кусочек). «Какой на вкус?» Например, ребенок достал помидор. Что о нем можно сказать? Он красный, круглый, гладкий, сочный, кислый. Если ребенок затрудняется, подскажите ему. «Где растет помидор? (Выложите овощи на стол.) Как одним словом назвать всё это?»
Можно загадать ребенку загадки: «Без окон, без дверей – полна горница людей». Почему так говорится, что это за люди, где они живут? «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? Подобные игры можно проводить и с кукольной посудой, с мелкими игрушками (например, куклу, маленького мишку, зайчика и т. д.).
Круг таких игр можно расширить. Например, игра «Угадай, что где растёт» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде). Во время прогулки познакомьте ребенка с названиями деревьев – сосна, ель, берёза, тополь. Предложите: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу. Сравни сосну и берёзу: чем похожи, чем отличаются. Как одним словом назвать их?»
Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть с ребенком, обогащайте словарь ребенка, развивайте его речь. Например, прогуливаясь по лесу, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть всё поле покрыла». Обратите внимание его на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. п. Язык их образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с детьми.
Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Никитина и других. Читайте русские народные сказки, тувинские, сказки других народов нашей страны и народов мира. Многие поколения детей воспитывались на сказках К. И. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсена и др.
Художественная проза и поэзия пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию в которой действуют герои.
Если вы знакомите сына или дочь с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочитанным. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.
Чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 20 – 30 минут. Читать надо неторопливо, четко, выразительно.
После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Если произведение небольшое, пусть ваш сын или дочь повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы.
Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил Колобок? Какую песенку спел?» и т. д. Пересказывание знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали сказку. Расскажи им сам».
Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приёмах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребёнка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.
Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребёнок может освоить под руководством и с участием старших братьев, сестёр, родителей. Разыгрываются сказки и с помощью обыкновенных игрушек, имеющихся у ребёнка. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать. Например, решили разыграть «Репку». Подумайте о персонажах. Если это будут сказки «Теремок», «Колобок», подберите игрушечных зверей.
Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, иллюстрации в книгах, рисунки из старых журналов, детских книг.
Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на поляну, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончиться их веселье».
Дети с удовольствием слушают коротенькие рассказы Л. Толстого. Они хороши для пересказа. Поучительны и легки для рассказа и произведения К. Д. Ушинского.
Можно поиграть с ребёнком дома в игру «Кто у кого».
- Давай поиграем в игру. Я буду называть животное, а ты его детёныша или детёнышей, если я скажу слово «много».
- Лиса (лисёнок), у лисы… (лисята), много… (лисят). Белка – бельчонок, волк – волчонок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок.
Спросите: «Кто детёныш у лошади?» (Жеребёнок). «У коровы?» (Телёнок.) «У собаки?» (Щенок.) Обратите внимание ребёнка, что у одних животных названия образуются от заданного слова (лиса – лисёнок), у других – это совсем другие слова (лошадь – жеребёнок).
Покажите ребёнку открытку, на которой изображены животные, и предложите составить рассказ самостоятельно. Проговорите скороговорку о животном («Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов») в разном темпе – быстро, медленно, громко, тихо.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. К примеру: как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как жили на даче, как ездили отдыхать на море, к бабушке в деревню, как украшали новогоднюю ёлку, как праздновали день рождения. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всём можно рассказать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогите, если ребёнок затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Интересные рассказы могут получиться при составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу или ребятам в детский сад во время болезни самого ребёнка. Составление письма окажет и воспитательное воздействие, вызывая добрые чувства к близким или друзьям.
Можно сделать альбом, куда вы будете записывать детские рассказы. Разрешите ребёнку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать их много лет спустя.
Консультация «Формирование глагольной лексики через игру»
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря.
Объем пассивного словаря далек от нормы, что проявляется в том, что дети с нарушенным речевым развитием, даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (манжета, фара, кузов), слов обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. На вопрос, как назвать детенышей животных, дети дают следующие ответы: “У кошки – киска, у собаки – собачонок, щененок, у лошади – лошаденок”.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных.
В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.).
Работа по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны:
1) обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные);
2) предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.
Игры с перебрасыванием мяча
1. “Что происходит в природе”
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
2. Игра с мячом “Кто как передвигается?”
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
3. Игра с мячом “Что делают эти животные?”
Что животные умеют –
Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
4. Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
5. Игра “Кто может совершать эти движения?”
Кто и что – летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
Речевые игры
Игра “Сочиним стихотворение”
Педагог предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).
УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА - ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...
МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ.
Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.
Игра “Кто как передвигается?”
На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются “на прогулку в лес”. Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.
После того, как основное задание будет выполнено, педагог предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи"
Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
1 этап – узнавание неречевых звуков
Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса
Игра «Далеко - близко»
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу
Игра «Не ошибись»
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
4 этап – различение слогов
Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».
Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
5 этап – различение звуков
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах»
Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).
6 этап – анализ звукового состава слова
1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки –игла –абрикос. И т.д.)
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты…
«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)
«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове слогов. (Например: ма - га-зин - слове три слога.)
Консультация "Практические советы по использованию дидактических игр для развития памяти" 5-6 лет
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев <sup>е</sup>е, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
Игра «Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. Следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос, например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».
Игра «Чем отличаются?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
Игра «Запомни и запиши цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.
Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра «Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Игра «Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Рекомендации по использованию упражнений для развития фонематического анализа и синтеза
· «Поймай звук»
Цель: развивать умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Описание: Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.
· «Назови первый звук в слове»
Цель: развивать умение выделять первый звук в словах.
Описание: Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
· «Назови последний звук в слове»
Цель: развивать умение выделять последний звук в словах.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук.
Описание: Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Усложнение. Когда все картинки будут рассмотрены, можно разложить все карточки на две группы: в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.
· «Разноцветные ведерки»
Цель: развивать навыки дифференциации звуков [а], [у] в словах.
Материал: картинки с изображением картинки, в составе которых есть звуки А и У, например, аист, астра, арка, утка, улей, уши, щука, облако и т.д.; два ведерка.
Описание: На ведерки можно прикрепить изображения букв А и У. Нужно в ведерко с буквой А поместить те картинки, в составе которых есть звук А, в другое ведерко У – картинки со звуком У. Усложнение: добавить третье ведерко для картинок со звуками А и У.
· «Поймай и сосчитай»
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Описание: Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове.
· «Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять одинаковый звук в словах.
Описание: Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш. Варианты наборов слов: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Консультация "Дыхательная гимнастика"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для развития речевого дыхания
Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Памятка «Автоматизация звуков речи в самостоятельной деятельности»
Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.
Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.
Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:
* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.
* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: на прогулке/экскурсии (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).
* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.
* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает в уборке групповых игрушек, во время прогулок и т. п.)
Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.
Если педагоги не остаются безучастными, интересуются успехами своих воспитанников, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.