ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
(2020 – 2021 гг.)
1. Полное название экспериментального проекта
Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
2. Данные о руководителе (руководителях)
Сорока Оксана Геннадьевна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», заместитель декана факультета начального образования по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, +375-17-200-56-10 (раб.), +375-29-70-99-412 (моб.), e-mail: soroka@bspu.by
Карлюкевич Наталья Станиславовна, ГУО «Администрация Парка высоких технологий», главный специалист отдела образовательной деятельности, +375-17-268-69-21 (раб.), +375-29-794-71-22 (моб.), e-mail: karliukevich@park.by
3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Экспериментальный проект «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет» будет способствовать освоению воспитанниками 5 - 7 лет основ логики и алгоритмизации, формированию элементарных умений в области программирования и информатики, овладению ими необходимыми компетенциями для жизни в информационном обществе.
Реализация экспериментального проекта позволит выявить эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет:
– этапов работы по формированию алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный);
– содержания ознакомления воспитанников 5 – 7 лет с элементами логики и алгоритмизации, основами работы с информацией, элементами программирования, назначением компьютера и т.п.;
– форм организации образовательного процесса (игры, занятия, праздники, самостоятельная творческая деятельность);
– средств формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (раздаточный материал, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства);
– комплекса заданий, обеспечивающих решение задач: 1) по построению моделей деятельности, требующей применения умственных операций (абстрагирования; иерархической декомпозиции; создание иерархии понятий и т.д.); 2) по освоению основ формальной логики и построению рассуждений; 3) по подготовке к творческой созидательной деятельности, развитию фантазии и воображения; 4) по освоению элементарных операций с информацией; 5) по практическому ознакомлению с функциями компьютера;
– методов формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (исследовательские, игровые, проектные, программированного обучения);
– диагностики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (показатели, критерии их оценки; серии диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности алгоритмической грамотности).
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
Научная новизна проекта заключается в том, что:
− проблема формирования алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная проблема во взаимосвязи философского и психолого-педагогического аспектов;
− определены содержательные и критериальные составляющие алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста;
− разработана и апробирована методика формирования алгоритмической грамотности для реализации образовательной программы дополнительного образования «Информатика без розетки», направленная на пропедевтическую подготовку дошкольников к дальнейшему изучению информатики и программирования без использования компьютера.
5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта
Отличительными особенностями современного общества являются глобализация и формирование информационного пространства. Образование, как одна из важнейших его сфер, призвано своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в новой социальной и информационной среде общества, в которой приоритетное значение имеют информация и научные знания как основные ресурсы социально-экономического и культурного развития. Однако, система образования слабо ориентирована на формирование новой информационной культуры личности и общества, адекватным той реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека. Основы современной информационной культуры необходимо изучать уже на уровне дошкольного образования. Возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.
Поэтому создание методики формирования алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста, позволяющей структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера, является актуальным.
В психолого-педагогической литературе процесс развития элементов алгоритмической культуры в дошкольном возрасте раскрыт не в полной мере. Как правило, исследования в этом направлении велись в рамках образовательных областей: формирования элементарных математических представлений, развития речи, ознакомления с окружающим миром и пр., либо в аспектах изучения отдельных познавательных процессов (Л.А. Венгер, А. Гин, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Г. Салмина, A.M. Страунинг и др.). Вместе с тем, методика формирования алгоритмической грамотности, основанная на межпредметной организации, в исследованиях не представлена.
Таким образом, научно-методическое обеспечение данного аспекта дошкольного образования в Республике Беларусь недостаточно разработано.
Целесообразность реализации проекта определяется:
– на философском уровне – необходимостью подготовки воспитанников к жизни в информационном обществе;
– на общенаучном уровне – необходимостью разработки моделей информатизации всех ступеней системы образования, способствующих интеграции в мировое информационно-образовательное пространство и формированию информационной культуры личности;
– на конкретно-научном уровне – необходимостью обоснования и разработки пропедевтических моделей изучения информатики;
– на конкретно-практическом уровне – необходимостью формирования алгоритмической грамотности дошкольников как предпосылки для развития логического мышления при дальнейшем обучении в начальной школе.
В связи с вышесказанным, актуальность реализации экспериментального проекта определяется следующими противоречиями между:
– значимостью формирования алгоритмической культуры у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием современной методики ее формирования;
– необходимостью формирования в дошкольном возрасте предпосылок, основ алгоритмической культуры и недостаточным количеством учебно-методической документации, необходимой для реализации данного аспекта в учреждениях дошкольного образования.
Экспериментальный проект предполагает апробацию содержания, методов, средств и форм организации образовательного процесса, способствующих пропедевтической подготовке дошкольников к изучению информатики и программирования на первой ступени общего среднего образования. Реализация методики формирования алгоритмической грамотности осуществляется без использования компьютеров.
В ходе проекта будет проводиться мониторинг сформированности алгоритмической грамотности и развития логического мышления воспитанников.
Реализация проекта будет сопровождаться широкой просветительской кампанией, а также разработкой и распространением методических материалов для воспитателей дошкольного образования с целью повышения уровня их профессиональной компетентности и популяризации идеи проекта.
6. Гипотеза, цель и задачи
Гипотеза: формирование алгоритмической грамотности без использования компьютера в старшем дошкольном возрасте может успешно осуществляться и привести к повышению качества образования, если:
– оно строится на основе использования игр и включения ребенка в практическую деятельность, при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач;
– в основе отбора и построения содержания лежат следующие педагогические принципы: принцип преимущественной опоры на наглядно-образное мышление; принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий, который предполагает, что словесно-логическая деятельность взаимосвязана с предметно-практической деятельностью; принцип нарастания уровня сложности; принцип системности.
– оно базируется на алгоритмическом подходе, заключающемся в обучении воспитанников поиску и обнаружению признаков какого–либо явления; умению выделять логическую структуру этих признаков и определять принцип их связи;
– старший дошкольный возраст рассматривается как активный пропедевтический период развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, абстрагирования, оперирования с понятиями, суждениями, построения умозаключений;
– система методической работы направлена на повышение профессиональной компетентности воспитателей в области формирования алгоритмической грамотности у воспитанников старшей группы.
Цель проекта:
– апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
Задачи проекта:
– определить организационные и психолого-педагогические условия формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7;
– разработать и апробировать учебно-методическое обеспечение для формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет;
– определить эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет;
– обобщить и систематизировать результаты экспериментальной апробации; подготовить информационно-аналитические материалы о формировании алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет и итоговый отчет об экспериментальной работе.
7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект
Методологическую основу проекта составляют:
– психолого-педагогические исследования процесса мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая, Х.М.Веклерова, С.А.Ладымир, Л.А.Левитов, Л.Ф.Обухова, Н.В.Котетешвили, А.Г.Лидерс, Н.Н.Поддъяков);
– основные положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
– теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, М.Монтессори, Н.П.Аникеева, Е.И.Добринская, А.П.Журавлёв, Б.П.Никитин, С.А.Шмакова);
– теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры (С.А.Антонова, Е.П.Велихов, А.П.Ершов, Н.Б.Зиновьев, М.П.Лапчик, Н.В.Макарова, Е.А.Медведева, В.А.Монахова, К.Р.Овчинникова и др.)
– положения развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов);
– теоретические положения нейропедагогики (А.Р.Лурия, В.А.Москвин, Н.В.Москвина, В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман).
Изучение мышления ребенка дошкольного возраста показало, что развитие мышления в этом возрасте происходит под влиянием новых видов деятельности, в которые он включается (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, В.С. Мухина). Воспитанник уже владеет основными мыслительными операциями, он обобщает, умозаключает, рассуждает. В то же время можно отметить, что умозаключение ребенка совершается посредством переноса наглядных ситуаций, идет от единичного факта к единичному факту, минуя общие (трансдедуктивные) умозаключения. «Своеобразие мышления ребенка в том, что оно расчленяет и связывает свое содержание так, как оно членится и связывается в воспринимаемой ситуации. Это мышление, включенное в восприятие и подчиненное «логике» восприятия» (С.Л.Рубинштейн). Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, формируется внутри действенного и образного. Его корни лежат в практике повседневного общения ребенка со взрослыми, в конкретных видах активной деятельности самого ребенка, его играх, бытовой деятельности. При целенаправленном обучении мышление ребенка начинает перестраиваться, преобразуются формы «ситуативного» мышления и развиваются новые формы рассудочной мыслительной деятельности. Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях обоснованы теоретические предпосылки развития логического мышления и формирования на его основе алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Однако, практические механизмы реализации данного процесса мало разработаны.
В Республике Беларусь в 2017 году выполнялась научно-исследовательская работа, направленная на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, на тему «Разработать программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности в условиях преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования» (научный руководитель Е.И. Смолер).
Разработанные в ходе исследования подходы и механизмы, обеспечивающие преемственность между дошкольным образованием и I ступенью общего среднего образования, концепция исследовательской деятельности, а также опыт проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования, могут быть использованы в экспериментальной деятельности.
Экспериментальный проект является продолжением данной научно-исследовательской работы. Его реализация позволит перенести полученные научные результаты в область формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
В качестве основного определения в проекте рассматривается алгоритмическая грамотность как определенная степень владения комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач.
8. Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)
Экспериментальная методика формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет при реализации образовательной программы дополнительного образования «Информатика без розетки» предполагает следующие компоненты: целевой, нормативный, содержательный, процессуальный, результативный, контрольно-оценочный (таблица 1).
Таблица 1 – Компоненты методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет при реализации образовательной программы дополнительного образования
компонент |
характеристика |
целевой |
Цель: формирование алгоритмической грамотности. Планируется, что воспитанники будут иметь представления о: – логической операции «отрицание», понятиях «истина», «ложь», «информация», «компьютер»; будут способны: – формулировать отрицание по аналогии; – выполнять логические операции (отрицание, объединение); – строить алгоритм, лабиринты; – действовать по алгоритму; – осуществлять простейшие действия с информацией. |
нормативный |
Научно-методическое обеспечение формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет. |
содержательный |
Раздел 1. Элементы логики. Раздел 2. Развитие творческого воображения. Раздел 3. Информация. Раздел 4. Компьютер. Комплекс заданий обеспечивает решение задач: 1) по построению моделей деятельности, требующей применения умственных операций (абстрагирования; иерархической декомпозиции; создание иерархии понятий и т.д.); 2) по освоению основ формальной логики и построению рассуждений; 3) по подготовке к творческой созидательной деятельности, развитию фантазии и воображения; 4) по освоению элементарных операций с информацией; 5) по практическому ознакомлению с функциями компьютера. |
процессуальный |
Этапы работы: вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный. Методы обучения: исследовательские, игровые, проектные, программированного обучения. Средства обучения: раздаточный материал, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства. Формы обучения: игры, занятия, праздники, самостоятельная творческая деятельность. |
результативный |
Результат: формирование алгоритмической грамотности. |
контрольно-оценочный |
Диагностика сформированности алгоритмической грамотности, логического мышления, мотивации к обучению, творческого мышления (показатели, критерии их оценки; серия диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности алгоритмической грамотности). |
9. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности экспериментальной деятельности
Критерий |
Показатель |
Уровень развития алгоритмической грамотности |
Умение структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач |
Уровень развития логического мышления |
Умение выполнять простейшие логические операции, строить логические суждения |
Уровень развития творческих способностей |
Креативность и оригинальность мышления |
Мотивация |
Рост познавательного интереса, положительное отношение к деятельности |
Развитие профессиональной компетентности воспитателей |
Способность проектировать занятие по развитию алгоритмической культуры |
10. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
В реализации экспериментального проекта предполагается задействовать педагогических работников вышеназванных учреждений дошкольного образования, которые обладают необходимым для решения целей и задач экспериментального проекта уровнем профессиональной компетентности.
Материально-техническое обеспечение проекта предполагает использование предметно-развивающей среды учреждений дошкольного образования.
Приобретения дополнительных средств не требуется.
Кадровый потенциал и материально-техническая база в учреждении образования соответствует целям и задачам эксперимента.
11. Сроки проведения экспериментальной деятельности
Экспериментальный проект будет реализован в течение одного года: 2020 – 2021 гг.
№ п/п |
Этапы экспериментальной работы |
Сроки |
Содержание работы |
I. |
Подготовительный этап |
01.06.2020 – 30.06.2020 |
1. Определение педагогическими работниками тематики экспериментальной деятельности, исходя из проблемы исследования. 2. Разработка мониторинга: отбор и утверждение педагогической диагностики. 3. Присвоение учреждению образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь. 4. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях образования региона, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь. |
II. |
Организационный этап |
01.07.2020 – 01.09.2020 |
1. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования. 2. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности. 3. Обеспечение выполнения всех мероприятий, предусмотренных программой экспериментальной работы. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности: – организация методической работы с участниками экспериментальной деятельности (организация методических объединений, создание творческих групп и др.). – организация и проведение занятий постоянно действующего семинара-практикума; – создание сетевого профессионального сообщества; – проведение педсоветов, консультаций, деловых игр, смотров-конкурсов. |
III. |
Практический этап |
28.09.2020 – 16.04.2021 |
1. Организация работы по выполнению планов экспериментальной деятельности: проведение мероприятий в соответствии с программой экспериментальной работы учреждений образования, ведение дневника экспериментальной работы, посещение экспериментальных площадок и участие в мероприятиях, предусмотренных программой экспериментальной работы (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 3. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении образования (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 4. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы. 5. Предоставление руководителями экспериментального проекта материалов экспериментальной деятельности, результатов в виде отчета. 6. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с участниками экспериментальной деятельности методических объединений, семинаров-практикумов. 7. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта (постоянно и по мере необходимости). 8. Исследование эффективности итоговых результатов экспериментальной деятельности. Обобщение результатов экспериментальной работы, подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности. |
IV. |
Обобщающий этап |
17.04.2021 – 30.05.2021 |
1. Изучение, анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы в соответствии с критериями и показателями его эффективности. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности (заведующие учреждениями дошкольного образования, руководители экспериментального проекта). 2. Предоставление в экспертные (научно-методический) советы научно-методического учреждения "Национальный институт образования" отчёта о результатах экспериментальной деятельности (руководители экспериментального проекта). 3. Предоставление в экспертный совет Национального института образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике (руководители экспериментального проекта). 4. Разработка совместно с творческой группой участников экспериментального проекта методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности (руководители экспериментального проекта). 5. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом (руководители экспериментального проекта). 6. Оформление материалов, накопленных в ходе экспериментальной деятельности, подготовка публикации (руководители экспериментального проекта). |
12. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта
Для реализации экспериментального проекта необходимо дополнительное финансирование на материальное стимулирование педагогических работников, командировочные расходы, подготовку публикаций, экспертизу материалов проекта.
Социально-экономические эффекты апробации методики формирования алгоритмической грамотности:
- повышение качества дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг учреждения дошкольного образования;
- обеспечение конкурентоспособности личности;
- создание учебно-методического обеспечения для формирования алгоритмической грамотности старших дошкольников;
- разработка методических рекомендаций по распространению опыта внедрения методики в массовую образовательную практику.
Использованные источники:
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: постановление Министерства образования Республики Беларусь № 251 от 01.09.2011.
Руководители
экспериментального проекта __________ Сорока О.Г.
__________ Карлюкевич Н.С.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
(2020 – 2021 гг.)
1. Полное название экспериментального проекта
Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
2. Данные о руководителе (руководителях)
Сорока Оксана Геннадьевна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», заместитель декана факультета начального образования по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, +375-17-200-56-10 (раб.), +375-29-70-99-412 (моб.), e-mail: soroka@bspu.by
Карлюкевич Наталья Станиславовна, ГУО «Администрация Парка высоких технологий», главный специалист отдела образовательной деятельности, +375-17-268-69-21 (раб.), +375-29-794-71-22 (моб.), e-mail: karliukevich@park.by
3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Экспериментальный проект «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет» будет способствовать освоению воспитанниками 5 - 7 лет основ логики и алгоритмизации, формированию элементарных умений в области программирования и информатики, овладению ими необходимыми компетенциями для жизни в информационном обществе.
Реализация экспериментального проекта позволит выявить эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет:
– этапов работы по формированию алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный);
– содержания ознакомления воспитанников 5 – 7 лет с элементами логики и алгоритмизации, основами работы с информацией, элементами программирования, назначением компьютера и т.п.;
– форм организации образовательного процесса (игры, занятия, праздники, самостоятельная творческая деятельность);
– средств формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (раздаточный материал, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства);
– комплекса заданий, обеспечивающих решение задач: 1) по построению моделей деятельности, требующей применения умственных операций (абстрагирования; иерархической декомпозиции; создание иерархии понятий и т.д.); 2) по освоению основ формальной логики и построению рассуждений; 3) по подготовке к творческой созидательной деятельности, развитию фантазии и воображения; 4) по освоению элементарных операций с информацией; 5) по практическому ознакомлению с функциями компьютера;
– методов формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (исследовательские, игровые, проектные, программированного обучения);
– диагностики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет (показатели, критерии их оценки; серии диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности алгоритмической грамотности).
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
Научная новизна проекта заключается в том, что:
− проблема формирования алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная проблема во взаимосвязи философского и психолого-педагогического аспектов;
− определены содержательные и критериальные составляющие алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста;
− разработана и апробирована методика формирования алгоритмической грамотности для реализации образовательной программы дополнительного образования «Информатика без розетки», направленная на пропедевтическую подготовку дошкольников к дальнейшему изучению информатики и программирования без использования компьютера.
5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта
Отличительными особенностями современного общества являются глобализация и формирование информационного пространства. Образование, как одна из важнейших его сфер, призвано своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в новой социальной и информационной среде общества, в которой приоритетное значение имеют информация и научные знания как основные ресурсы социально-экономического и культурного развития. Однако, система образования слабо ориентирована на формирование новой информационной культуры личности и общества, адекватным той реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека. Основы современной информационной культуры необходимо изучать уже на уровне дошкольного образования. Возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.
Поэтому создание методики формирования алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста, позволяющей структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера, является актуальным.
В психолого-педагогической литературе процесс развития элементов алгоритмической культуры в дошкольном возрасте раскрыт не в полной мере. Как правило, исследования в этом направлении велись в рамках образовательных областей: формирования элементарных математических представлений, развития речи, ознакомления с окружающим миром и пр., либо в аспектах изучения отдельных познавательных процессов (Л.А. Венгер, А. Гин, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Г. Салмина, A.M. Страунинг и др.). Вместе с тем, методика формирования алгоритмической грамотности, основанная на межпредметной организации, в исследованиях не представлена.
Таким образом, научно-методическое обеспечение данного аспекта дошкольного образования в Республике Беларусь недостаточно разработано.
Целесообразность реализации проекта определяется:
– на философском уровне – необходимостью подготовки воспитанников к жизни в информационном обществе;
– на общенаучном уровне – необходимостью разработки моделей информатизации всех ступеней системы образования, способствующих интеграции в мировое информационно-образовательное пространство и формированию информационной культуры личности;
– на конкретно-научном уровне – необходимостью обоснования и разработки пропедевтических моделей изучения информатики;
– на конкретно-практическом уровне – необходимостью формирования алгоритмической грамотности дошкольников как предпосылки для развития логического мышления при дальнейшем обучении в начальной школе.
В связи с вышесказанным, актуальность реализации экспериментального проекта определяется следующими противоречиями между:
– значимостью формирования алгоритмической культуры у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием современной методики ее формирования;
– необходимостью формирования в дошкольном возрасте предпосылок, основ алгоритмической культуры и недостаточным количеством учебно-методической документации, необходимой для реализации данного аспекта в учреждениях дошкольного образования.
Экспериментальный проект предполагает апробацию содержания, методов, средств и форм организации образовательного процесса, способствующих пропедевтической подготовке дошкольников к изучению информатики и программирования на первой ступени общего среднего образования. Реализация методики формирования алгоритмической грамотности осуществляется без использования компьютеров.
В ходе проекта будет проводиться мониторинг сформированности алгоритмической грамотности и развития логического мышления воспитанников.
Реализация проекта будет сопровождаться широкой просветительской кампанией, а также разработкой и распространением методических материалов для воспитателей дошкольного образования с целью повышения уровня их профессиональной компетентности и популяризации идеи проекта.
6. Гипотеза, цель и задачи
Гипотеза: формирование алгоритмической грамотности без использования компьютера в старшем дошкольном возрасте может успешно осуществляться и привести к повышению качества образования, если:
– оно строится на основе использования игр и включения ребенка в практическую деятельность, при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач;
– в основе отбора и построения содержания лежат следующие педагогические принципы: принцип преимущественной опоры на наглядно-образное мышление; принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий, который предполагает, что словесно-логическая деятельность взаимосвязана с предметно-практической деятельностью; принцип нарастания уровня сложности; принцип системности.
– оно базируется на алгоритмическом подходе, заключающемся в обучении воспитанников поиску и обнаружению признаков какого–либо явления; умению выделять логическую структуру этих признаков и определять принцип их связи;
– старший дошкольный возраст рассматривается как активный пропедевтический период развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, абстрагирования, оперирования с понятиями, суждениями, построения умозаключений;
– система методической работы направлена на повышение профессиональной компетентности воспитателей в области формирования алгоритмической грамотности у воспитанников старшей группы.
Цель проекта:
– апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
Задачи проекта:
– определить организационные и психолого-педагогические условия формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7;
– разработать и апробировать учебно-методическое обеспечение для формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет;
– определить эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет;
– обобщить и систематизировать результаты экспериментальной апробации; подготовить информационно-аналитические материалы о формировании алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет и итоговый отчет об экспериментальной работе.
7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект
Методологическую основу проекта составляют:
– психолого-педагогические исследования процесса мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая, Х.М.Веклерова, С.А.Ладымир, Л.А.Левитов, Л.Ф.Обухова, Н.В.Котетешвили, А.Г.Лидерс, Н.Н.Поддъяков);
– основные положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
– теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, М.Монтессори, Н.П.Аникеева, Е.И.Добринская, А.П.Журавлёв, Б.П.Никитин, С.А.Шмакова);
– теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры (С.А.Антонова, Е.П.Велихов, А.П.Ершов, Н.Б.Зиновьев, М.П.Лапчик, Н.В.Макарова, Е.А.Медведева, В.А.Монахова, К.Р.Овчинникова и др.)
– положения развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов);
– теоретические положения нейропедагогики (А.Р.Лурия, В.А.Москвин, Н.В.Москвина, В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман).
Изучение мышления ребенка дошкольного возраста показало, что развитие мышления в этом возрасте происходит под влиянием новых видов деятельности, в которые он включается (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, В.С. Мухина). Воспитанник уже владеет основными мыслительными операциями, он обобщает, умозаключает, рассуждает. В то же время можно отметить, что умозаключение ребенка совершается посредством переноса наглядных ситуаций, идет от единичного факта к единичному факту, минуя общие (трансдедуктивные) умозаключения. «Своеобразие мышления ребенка в том, что оно расчленяет и связывает свое содержание так, как оно членится и связывается в воспринимаемой ситуации. Это мышление, включенное в восприятие и подчиненное «логике» восприятия» (С.Л.Рубинштейн). Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, формируется внутри действенного и образного. Его корни лежат в практике повседневного общения ребенка со взрослыми, в конкретных видах активной деятельности самого ребенка, его играх, бытовой деятельности. При целенаправленном обучении мышление ребенка начинает перестраиваться, преобразуются формы «ситуативного» мышления и развиваются новые формы рассудочной мыслительной деятельности. Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях обоснованы теоретические предпосылки развития логического мышления и формирования на его основе алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Однако, практические механизмы реализации данного процесса мало разработаны.
В Республике Беларусь в 2017 году выполнялась научно-исследовательская работа, направленная на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, на тему «Разработать программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности в условиях преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования» (научный руководитель Е.И. Смолер).
Разработанные в ходе исследования подходы и механизмы, обеспечивающие преемственность между дошкольным образованием и I ступенью общего среднего образования, концепция исследовательской деятельности, а также опыт проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования, могут быть использованы в экспериментальной деятельности.
Экспериментальный проект является продолжением данной научно-исследовательской работы. Его реализация позволит перенести полученные научные результаты в область формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.
В качестве основного определения в проекте рассматривается алгоритмическая грамотность как определенная степень владения комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач.
8. Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)
Экспериментальная методика формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет при реализации образовательной программы дополнительного образования «Информатика без розетки» предполагает следующие компоненты: целевой, нормативный, содержательный, процессуальный, результативный, контрольно-оценочный (таблица 1).
Таблица 1 – Компоненты методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет при реализации образовательной программы дополнительного образования
компонент |
характеристика |
целевой |
Цель: формирование алгоритмической грамотности. Планируется, что воспитанники будут иметь представления о: – логической операции «отрицание», понятиях «истина», «ложь», «информация», «компьютер»; будут способны: – формулировать отрицание по аналогии; – выполнять логические операции (отрицание, объединение); – строить алгоритм, лабиринты; – действовать по алгоритму; – осуществлять простейшие действия с информацией. |
нормативный |
Научно-методическое обеспечение формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет. |
содержательный |
Раздел 1. Элементы логики. Раздел 2. Развитие творческого воображения. Раздел 3. Информация. Раздел 4. Компьютер. Комплекс заданий обеспечивает решение задач: 1) по построению моделей деятельности, требующей применения умственных операций (абстрагирования; иерархической декомпозиции; создание иерархии понятий и т.д.); 2) по освоению основ формальной логики и построению рассуждений; 3) по подготовке к творческой созидательной деятельности, развитию фантазии и воображения; 4) по освоению элементарных операций с информацией; 5) по практическому ознакомлению с функциями компьютера. |
процессуальный |
Этапы работы: вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный. Методы обучения: исследовательские, игровые, проектные, программированного обучения. Средства обучения: раздаточный материал, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства. Формы обучения: игры, занятия, праздники, самостоятельная творческая деятельность. |
результативный |
Результат: формирование алгоритмической грамотности. |
контрольно-оценочный |
Диагностика сформированности алгоритмической грамотности, логического мышления, мотивации к обучению, творческого мышления (показатели, критерии их оценки; серия диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности алгоритмической грамотности). |
9. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности экспериментальной деятельности
Критерий |
Показатель |
Уровень развития алгоритмической грамотности |
Умение структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач |
Уровень развития логического мышления |
Умение выполнять простейшие логические операции, строить логические суждения |
Уровень развития творческих способностей |
Креативность и оригинальность мышления |
Мотивация |
Рост познавательного интереса, положительное отношение к деятельности |
Развитие профессиональной компетентности воспитателей |
Способность проектировать занятие по развитию алгоритмической культуры |
10. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
В реализации экспериментального проекта предполагается задействовать педагогических работников вышеназванных учреждений дошкольного образования, которые обладают необходимым для решения целей и задач экспериментального проекта уровнем профессиональной компетентности.
Материально-техническое обеспечение проекта предполагает использование предметно-развивающей среды учреждений дошкольного образования.
Приобретения дополнительных средств не требуется.
Кадровый потенциал и материально-техническая база в учреждении образования соответствует целям и задачам эксперимента.
11. Сроки проведения экспериментальной деятельности
Экспериментальный проект будет реализован в течение одного года: 2020 – 2021 гг.
№ п/п |
Этапы экспериментальной работы |
Сроки |
Содержание работы |
I. |
Подготовительный этап |
01.06.2020 – 30.06.2020 |
1. Определение педагогическими работниками тематики экспериментальной деятельности, исходя из проблемы исследования. 2. Разработка мониторинга: отбор и утверждение педагогической диагностики. 3. Присвоение учреждению образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь. 4. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях образования региона, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь. |
II. |
Организационный этап |
01.07.2020 – 01.09.2020 |
1. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования. 2. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности. 3. Обеспечение выполнения всех мероприятий, предусмотренных программой экспериментальной работы. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности: – организация методической работы с участниками экспериментальной деятельности (организация методических объединений, создание творческих групп и др.). – организация и проведение занятий постоянно действующего семинара-практикума; – создание сетевого профессионального сообщества; – проведение педсоветов, консультаций, деловых игр, смотров-конкурсов. |
III. |
Практический этап |
28.09.2020 – 16.04.2021 |
1. Организация работы по выполнению планов экспериментальной деятельности: проведение мероприятий в соответствии с программой экспериментальной работы учреждений образования, ведение дневника экспериментальной работы, посещение экспериментальных площадок и участие в мероприятиях, предусмотренных программой экспериментальной работы (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 3. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении образования (ответственные: заведующие учреждений дошкольного образования). 4. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы. 5. Предоставление руководителями экспериментального проекта материалов экспериментальной деятельности, результатов в виде отчета. 6. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с участниками экспериментальной деятельности методических объединений, семинаров-практикумов. 7. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта (постоянно и по мере необходимости). 8. Исследование эффективности итоговых результатов экспериментальной деятельности. Обобщение результатов экспериментальной работы, подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности. |
IV. |
Обобщающий этап |
17.04.2021 – 30.05.2021 |
1. Изучение, анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы в соответствии с критериями и показателями его эффективности. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности (заведующие учреждениями дошкольного образования, руководители экспериментального проекта). 2. Предоставление в экспертные (научно-методический) советы научно-методического учреждения "Национальный институт образования" отчёта о результатах экспериментальной деятельности (руководители экспериментального проекта). 3. Предоставление в экспертный совет Национального института образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике (руководители экспериментального проекта). 4. Разработка совместно с творческой группой участников экспериментального проекта методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности (руководители экспериментального проекта). 5. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом (руководители экспериментального проекта). 6. Оформление материалов, накопленных в ходе экспериментальной деятельности, подготовка публикации (руководители экспериментального проекта). |
12. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта
Для реализации экспериментального проекта необходимо дополнительное финансирование на материальное стимулирование педагогических работников, командировочные расходы, подготовку публикаций, экспертизу материалов проекта.
Социально-экономические эффекты апробации методики формирования алгоритмической грамотности:
- повышение качества дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг учреждения дошкольного образования;
- обеспечение конкурентоспособности личности;
- создание учебно-методического обеспечения для формирования алгоритмической грамотности старших дошкольников;
- разработка методических рекомендаций по распространению опыта внедрения методики в массовую образовательную практику.
Использованные источники:
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: постановление Министерства образования Республики Беларусь № 251 от 01.09.2011.
Руководители
экспериментального проекта __________ Сорока О.Г.
__________ Карлюкевич Н.С.