Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Завтра в школу

Дата: 10 января 2022 в 17:13, Обновлено 16 февраля 2022 в 09:49
Автор: Шишко Т. А.

Готовность к школе

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

    Одни дети готовы к школе в 5 лет, а другие не «созрели» и в 7. Что включает в себя понятие подготовленности? Многие уверены: достаточно научить ребенка читать, считать и писать. Только каждый ли малыш способен пересказать прочитанное, ответить на вопросы? Не всегда. У такого ребенка психические процессы идут разрозненно, он не понимает сути прочитанного, а ведь это самое главное – осознавать, что ты делаешь, и контролировать этот процесс.

Выделяют следующие компоненты готовности ребенка к школе:

  •  мотивационная готовность
  • волевая готовность и «умение учиться»
  • социально-психологическая готовность к школе
  • умственная готовность

  Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: "Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?" Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового.

  Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т. д.).

Сюда же можно отнести и умение ребенка учиться. Оно включает в себя умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

  Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: "Что ты будешь делать?", "Как ты это будешь делать?", "Какие предметы тебе понадобятся?", "Как ты сделал — хорошо или плохо?", "Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?"

   Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

  Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту — социально-психологической готовности к школе.

   Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", разбирается ли в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра". Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали, и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения.

   Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать. Готовность к школе – это определенный уровень состояния здоровья и физического развития, уровень развития личности, качеств ума, речи, двигательных умений, координационных способностей.

Тест "Готовность к школе"

Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.

Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".

 1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое "взрослое" положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

11. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?

12. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом "обувь" слова "сапоги", "туфли", "ботинки")?

14. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, "жарко" - "холодно")?

15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

18. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец "дерево - ветки", к слову "книга" необходимо назвать слово "страницы")?

24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

 КЛЮЧ

 Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 23 ответили "да", то начислите по 1 баллу за каждый ответ.

Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили "нет", то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

  • 20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.
  • 15-19 баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.
  • 14 и менее баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: "терпение и труд все перетрут". Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
  • Консультация для родителей" Готовность к школе". 

Вот и стали ваши дети взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу. Как сложиться обучение ребенка в первом классе, во многом  зависит от наших с вами усилий.

Когда начинать готовить ребенка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Самое главное – не пускать все на самотек, надеясь только на воспитателей детского сада.

Обычно, когда говорят о школьной готовности ребенка, имеют в виду интеллектуальное развитие: читать,  считать научился, это самое главное. Но это не правильно! По мнению детского психолога Венгера «быть готовым  к школе – это не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»

Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Педагогическая – это и есть первоначальные навыки чтения, письма, счета.

А психологическая готовность в свою очередь включает в себя:

  • интеллектуальную:  это  багаж знаний ребенка – умение сравнивать, обобщать, анализировать, т.е. развитие  познавательных процессов. К 6 – 7 годам ребенок должен знать: свой адрес, имена и отчества своих родителей, их место работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дни недели;
  • социально – личностная готовность: настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми;
  • мотивационная готовность:  желание идти в школу.

В психологии различают разные мотивы:

  • игровой– там много детей, есть с кем поиграть;
  • познавательный – ребенок хочет узнать что то новое, интересное;
  • социальный-  ребенок желает приобрести новый социальный статус – стать школьником, иметь портфель, учебники, свое рабочее место.

Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд,  что дети ходят в школу учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.

Очень важна в школе способность к волевым условиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течении установленного учителем времени. Вот поэтому важно развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении поручений по дому, ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не разрешайте, что бы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело надо доводить до конца.

Развитию волевой готовности способствуют также изобразительная деятельность и конструирование, так как они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании. Также хороши настольные игры, где нужно соблюдать правила.

Чтобы ребенок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Ребенок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно одеваться и раздеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене. Научите ребенка убирать свое рабочее место бережно относиться к вещам. Постарайтесь не опекать его, поручите ему какие - нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых, например, накрывать на стол, помыть за собой кружку, греть еду в микроволновке, чистить свою обувь, поливать цветы, кормить котенка.

Также важны внешкольные кружки. Но! Кружок должен быть интересен ребенку, а не родителю! Не надо строить из ребенка не состоявшую модель себя. Если вы в детстве мечтали стать великим художником, это не значит, что ваш ребенок хочет того же.

Дети ничего не должны родителям! Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Любите его таким, какой он есть, просто за то, что он есть.

У вас еще есть пол года в запасе, научите ребенка:

  • говорить «НЕТ!» незнакомому человеку по дороге из школы, который предлагает пойти посмотреть котенка, щенка.., если бабушка (а дети в возрасте 7-10 лет бабушками считаю женщин после 30) или  дедушка попросил помочь перейти дорогу.
  • соблюдать правила безопасности – эти важные правила необходимо выработать до автоматизма! Не перебегать дорогу на красный свет и не по пешеходному переходу, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции.
  • выражать свои чувства – в стрессовых ситуациях важно обозначить, что с ними происходит. Если случаются ссоры надо обязательно рассказать о своих чувствах, учить детей говорить что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать свои чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.
  • ну и, верить в лучшее. Оптимистам легче живется. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но мы можем вселять уверенность в загрустивших детей, настраивать их на лучшее, верить в свои силы
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.