Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Семинар-практикум "Звуки мы слышим и произносим"

Дата: 6 апреля 2021 в 21:25

Семинар-практикум «Звуки мы слышим и произносим»

Задачи: формировать знания и представления у родителей о подготовке к обучению грамоте; уточнить и расширить знания о звуках, буквах, слогах, словах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; развивать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Оборудование: символы гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных; предметные картинки: апельсин, утка, иголка, окно, удочка, этажерка, лиса, нос, суп, сок, носки, лыжи, носы, сом; игра «Бусы», ирга «Домики».

Ход

Организационный момент

Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

  • Игра "Да – нет"

Цель: активизировать внимание родителей.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Основная часть

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте. Прежде чем начать, я предлагаю вам поразмяться:

- что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

****

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Предлагаю вам вместе с детьми поиграть в игры, которые мы используем повседневно на наших занятиях. Вы увидите, как дети ориентируются уже в понятиях.

  • Игра «Определи первый звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука начинается слово: апельсин, утка, иголка, окно, удочка, этажерка.

  • Игра «Определи последний звук в слове»
  • На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в словах: лиса, нос, суп, сок, носки, лыжи, носы, сом.
  • Игра «Определи позицию звука в слове» игра «Домик»

У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию гласного звука в словах и показать соответствующую карточку.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? Вот этим мы с вами сейчас и займемся. Предлагаю поиграть вместе с детьми в игры, которые способствуют закреплению дифференциации твердых и мягких согласных:

  • Игра «Собери бусы»

Дети и родители делятся на 2 команды: педагог произносит разные звуки, а дети и родители, определяют каким цветом обозначить данный звук, таким образом собирают бусы на ниточку. Затем оцениваются результаты.

  • Звуковой анализ слов: игра «Живые звуки»

Родители составляют звуковую схему данного слова.

  • Подбери слово по схеме

На экране схема звукового анализа слова, необходимо выбрать слово, которое соответствует данной схеме.

  • Игра «Посели слова в домики»

Дети расселяют свои картинки по домам (если в слове один слог, то в дом, где одно окно, если 2-то 2 окна,3-три окна..)

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагоги предлагают родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего. Желаем успехов вам и вашим детям!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.