Мастер-класс «Путешествие в страну Артикуляндию»
Цель мастер-класса: познакомить родителей с основными артикуляционными и дыхательными упражнениями.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», видами артикуляционной гимнастики.
- Осветить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Помочь родителям овладеть навыками самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений, обратить внимание родителей на основные ошибки при выполнении упражнения, показать приёмы их устранения при проведении артикуляционной гимнастики дома.
- Дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.
Предварительная работа: определение содержания мастер-класса, изучение литературы, подготовка раздаточного материала, составление приглашений для родителей.
Оборудование и материалы: индивидуальные зеркала (по количеству участников), буклеты с артикуляционной гимнастикой, запись песни «Маленькая страна».
Ход мероприятия
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами на первом заседании нашего родительского клуба «Речевичок». Сегодня мы познакомим вас с артикуляционной гимнастикой. Что же такое «Артикуляционная гимнастика»? Для чего она нужна?
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции.
Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи. При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Артикуляционная гимнастика помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.
Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи. Поэтому основными задачами являются:
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились.
Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.
Уважаемые родители, в детство вернуться, не хотите ли? (звучит вступление из песни «Маленькая страна»). Наш весёлый язычок приглашает вас в страну «Артикуляндию». А вот и первый город этой страны «Свистелочка» приготовил для вас задания:
Комплекс упражнений для свистящих звуков
А) Улыбка-трубочка
Б) Накажем непослушный язычок
- пошлёпаем губами
- покусаем зубками
В) Лопаточка:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.
Г) Дуем на лопаточку:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Губы растянуты в улыбке, нижнюю губу не подворачивать внутрь. Боковые края должны касаться уголков рта. Не сжимать язык зубами. Выдох спокойный.
В) Горка:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «И»: и-и-и–и язык примет нужное для «горки» положение.
Г) Ветерок дует с горки:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «С».
-Ну а нам пора посетить ещё один замечательный город «Шипелочка». В этом городе также есть свои задания:
Комплекс упражнений для шипящих звуков
А) Улыбка-трубочка
Б) Накажем непослушный язычок
-пошлёпаем губами
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Поэтапное выполнение упражнения: пошлёпывать губами кончик языка; пошлёпывать губами середину языка; пошлёпывать губами язык, продвигая его вперед - назад. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
-покусаем зубами
В) Лопаточка:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.
В) «Ступеньки»
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
Продолжим экскурсию по городам «Артикуляндии». Следующий город, который распахнул нам свои двери, «Лопоталочка» также приготовил нам испытания.
Комплекс упражнений для постановки звука [Л]
А) Улыбка - Трубочка
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если у ребенка возникают трудности, надо вместе с ним пропеть звук «И»: И-И-И - и губы сами растянутся в улыбке.
Б) Иголочка:
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.
В) Часики:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.
Г) Качели:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следите, чтобы только работал язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Д) Змейка:
Открыть рот, производить узким языком движения вперед-назад («жало» змейки). Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.
Е) Облизнём верхнюю губу
улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать.
Ж) Вкусное варенье
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- Продолжим экскурсию. Прогуляемся по городу «Рычалочка»
Комплекс упражнений для звука [Р]
А) Улыбка-трубочка
Б) Лошадка
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
В) Грибок:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, необходимо сделать упражнение «Лошадка». Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к нёбу.
Г) Гармошка:
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивается меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Д) Маляр:
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Е) Барабанщик
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук Д-Д-... Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Наше путешествие по стране «Артикуляндия» подходит к концу. И в память об экскурсии мы оставляем вам маршрутные листы. Пользуйтесь ими. До новых встреч в нашем клубе «Речевичок».