Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие графомоторных навыков у детей

Дата: 2 декабря 2020 в 14:04

Развитие графомоторного навыка у детей

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем, его успеваемость значительно снизится. Как же правильно развить у малыша графические навыки и умения.
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. В задачи графомоторики входит:

  • правильное удержание ручки и карандаша;
  • точность в обведении линий;
  • ритмичность движений;
  • правильный нажим ручки при письме;
  • зрительное восприятие заданного материала;
  • внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
  • двигательные навыки.

Это важно! Не стоит путать рисование с графомоторикой. Эти понятия не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мысли, малыш на листе бумаги может изображать то, что ему хочется. С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Как же помочь ребёнку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.
  • Зрительный анализ. Малыш должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
  • Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами.
  • Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.

Это важно! Если формирование графомоторных навыков начинается у детей с рождения, то, как правило, они успешно учатся в школе. Основные предметы (письмо, математика и счет, чтение) не вызывают у них особых сложностей.

Стадии развития графических навыков детей

Конечно, малышу сразу не стоит предлагать ручку и карандаши для того, чтобы он обводил линии и рисовал отрезки. В формировании графомоторных навыков для малышей может помочь координация и моторика.

Вот какими умениями должен обладать малыш с 1 до 2 лет:

  • уметь держать несколько предметов в одной руке. Этот навык развивается, если предлагать крохе погремушки; держать карандаш (даже неправильно, просто в сжатом кулачке), уметь «черкать» им;
  • хорошо переворачивать страницы в книге (по одной);
  • из больших кубиков или элементов конструктора строить высокую башню;
  • правильно складывать пирамидку.

Это важно! Все упражнения с ребенком должны проходить в игровой форме. Если у крохи что-то не получается, не нужно его ругать, повышать голос. Занятия должны длиться не более 10-15 минут.

Умения и навыки малыша от 2 до 3 лет:

  • карапуз может самостоятельно выдвинуть ящик, достать его содержимое;
  • складывает бумагу, делает простейшие оригами (самолетик, фонарик, елочку);
  • занимается лепкой из пластилина;
  • правильно держит карандаш. Если малыш этого не умеет, продаются специальные резиновые накладки, которые повторяют анатомию пальчиков;
  • нанизывает крупные бусы.

Навыки для детей от 3 до 4 лет:

  • малыш может свободно рисовать мелками, красками, фломастерами;
  • умеет завязывать узелки;
  • заправляет постель;
  • старается штриховать и обводить фигуры.

Умения для детей от 4 до 6 лет:

  • ребенок самостоятельно застегивает молнию на куртке;
  • может завязывать шнурки;
  • мастерит поделки; хорошо разукрашивает (не выходя за пределы пропечатанного рисунка);
  • может обводить рисунок на бумаге (четко по предложенным пунктирным линиям).

Рекомендация! В 6-7 лет дети уже идут в школу. Графомоторные навыки к этому периоду должны быть хорошо развиты. К сожалению, школьная программа не предполагает дополнительных часов для тренировки и усовершенствования этих умений. Именно поэтому родителям нужно самостоятельно заниматься с малышом. В возрасте 5-6 лет предлагать ребенку выполнять задания в специальных прописях, водить на кружки (лепка, рисование, занятия на музыкальных инструментах). Графомоторные навыки помогают развить кисть, подготовить руку к письму, развивают мышление, учат видеть формы предметов, распознавать их границы. Статистика показывает, что у детей, хорошо владеющих графоманией, математический склад ума, склонность к точным наукам. Особое внимание графомоторике нужно уделять детям, страдающим общим недоразвитием речи.

Какими должны быть задания для детей, чтобы развивать графомоторные навыки?

  • Пальчиковая гимнастика. Во время занятий можно проговаривать стишки, сочинять сказки, героями которых становятся пальчики.
  • Различные шнуровки. Если нет специальных аксессуаров (деревянная дощечка со шнурком), подойдут обычные толстые нитки.
  • Массаж ладоней при помощи шипованных мячиков.
  • Пальчиковые краски.
  • Перебирание круп разной величины и диаметра.
  • Работа с ножницами (аппликации, вырезания).
  • Различные игры-развивалки (пазлы, конструктор, кубики, лабиринт).
  • Работа с пластилином.
  • Занятия в прописях.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у детей графические навыки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.