Развитие графомоторного навыка у детей
Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем, его успеваемость значительно снизится. Как же правильно развить у малыша графические навыки и умения.
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. В задачи графомоторики входит:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий;
- ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки.
Это важно! Не стоит путать рисование с графомоторикой. Эти понятия не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мысли, малыш на листе бумаги может изображать то, что ему хочется. С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Как же помочь ребёнку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.
- Зрительный анализ. Малыш должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
- Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами.
- Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Это важно! Если формирование графомоторных навыков начинается у детей с рождения, то, как правило, они успешно учатся в школе. Основные предметы (письмо, математика и счет, чтение) не вызывают у них особых сложностей.
Стадии развития графических навыков детей
Конечно, малышу сразу не стоит предлагать ручку и карандаши для того, чтобы он обводил линии и рисовал отрезки. В формировании графомоторных навыков для малышей может помочь координация и моторика.
Вот какими умениями должен обладать малыш с 1 до 2 лет:
- уметь держать несколько предметов в одной руке. Этот навык развивается, если предлагать крохе погремушки; держать карандаш (даже неправильно, просто в сжатом кулачке), уметь «черкать» им;
- хорошо переворачивать страницы в книге (по одной);
- из больших кубиков или элементов конструктора строить высокую башню;
- правильно складывать пирамидку.
Это важно! Все упражнения с ребенком должны проходить в игровой форме. Если у крохи что-то не получается, не нужно его ругать, повышать голос. Занятия должны длиться не более 10-15 минут.
Умения и навыки малыша от 2 до 3 лет:
- карапуз может самостоятельно выдвинуть ящик, достать его содержимое;
- складывает бумагу, делает простейшие оригами (самолетик, фонарик, елочку);
- занимается лепкой из пластилина;
- правильно держит карандаш. Если малыш этого не умеет, продаются специальные резиновые накладки, которые повторяют анатомию пальчиков;
- нанизывает крупные бусы.
Навыки для детей от 3 до 4 лет:
- малыш может свободно рисовать мелками, красками, фломастерами;
- умеет завязывать узелки;
- заправляет постель;
- старается штриховать и обводить фигуры.
Умения для детей от 4 до 6 лет:
- ребенок самостоятельно застегивает молнию на куртке;
- может завязывать шнурки;
- мастерит поделки; хорошо разукрашивает (не выходя за пределы пропечатанного рисунка);
- может обводить рисунок на бумаге (четко по предложенным пунктирным линиям).
Рекомендация! В 6-7 лет дети уже идут в школу. Графомоторные навыки к этому периоду должны быть хорошо развиты. К сожалению, школьная программа не предполагает дополнительных часов для тренировки и усовершенствования этих умений. Именно поэтому родителям нужно самостоятельно заниматься с малышом. В возрасте 5-6 лет предлагать ребенку выполнять задания в специальных прописях, водить на кружки (лепка, рисование, занятия на музыкальных инструментах). Графомоторные навыки помогают развить кисть, подготовить руку к письму, развивают мышление, учат видеть формы предметов, распознавать их границы. Статистика показывает, что у детей, хорошо владеющих графоманией, математический склад ума, склонность к точным наукам. Особое внимание графомоторике нужно уделять детям, страдающим общим недоразвитием речи.
Какими должны быть задания для детей, чтобы развивать графомоторные навыки?
- Пальчиковая гимнастика. Во время занятий можно проговаривать стишки, сочинять сказки, героями которых становятся пальчики.
- Различные шнуровки. Если нет специальных аксессуаров (деревянная дощечка со шнурком), подойдут обычные толстые нитки.
- Массаж ладоней при помощи шипованных мячиков.
- Пальчиковые краски.
- Перебирание круп разной величины и диаметра.
- Работа с ножницами (аппликации, вырезания).
- Различные игры-развивалки (пазлы, конструктор, кубики, лабиринт).
- Работа с пластилином.
- Занятия в прописях.
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у детей графические навыки.