Положение о наставничестве в Государственном учреждении образования «Ясли-сад № 41г.Лиды"
1. Общие положения
1.1. дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной
работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
1.2. наставничество в учреждении дошкольного образования предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения.
1.3. основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. действие настоящего положения распространяется на педагогов и специалистов учреждения.
1.5. участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.
1.6. срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. цель наставничества в учреждения дошкольного образования – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в учреждения дошкольного образования кадрового ядра.
2.2. задачи наставничества в учреждения дошкольного образования:
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в учреждения дошкольного образования;
- ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в учреждения дошкольного образования;
- организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам:
- в проектировании и моделировании образовательного процесса;
- проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
- формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы;
- формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении;
- формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.
3. Организационные основы наставничества
3.1. наставничество в учреждения дошкольного образования организуется на основании приказа заведующего.
3.2. руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности и руководитель учреждения дошкольного образования.
3.3. руководитель учреждения дошкольного образования выбирает наставника из наиболее подготовленных специалистов, воспитателей по следующим критериям:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
- опыт воспитательной и методической работы;
- стабильные результаты в работе;
- богатый жизненный опыт;
- способность и готовность делиться профессиональным опытом;
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.4. наставник может иметь одновременно не более трёх подшефных педагогов.
3.5. кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете учреждения дошкольного образования.
3.6. назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации педагогического совета, приказом заведующего учреждения дошкольного образования с указанием срока наставничества (не менее одного года).
3.7. наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников учреждения дошкольного образования:
- воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в учреждения дошкольного образования;
- специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
- воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;
- воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).
3.9. замена наставника производится приказом заведующим учреждения дошкольного образования в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.10. показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
3.11.за успешную работу наставник отмечается заведующим учреждения дошкольного образования по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.12. по инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – совет наставников.
4. Содержание наставничества
4.1. знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. изучать:
- деловые и нравственные качества молодого специалиста;
- отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу учреждения дошкольного образования, воспитанникам и их родителям;
-его увлечения, наклонности.
4.3. вводить в должность.
4.4. проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательной деятельности, мероприятий.
4.5. разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
4.6. оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
4.7. развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в учреждения дошкольного образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
4.8. участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.9. подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
4.10. педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает
позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.
5. права наставника
5.1. подключать с согласия заведующего учреждения дошкольного образования (старшего воспитателя), других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.
5.2. требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
6. обязанности молодого специалиста
6.1. изучать закон "об образовании в российской федерации", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы учреждения дошкольного образования и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.3. учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6.4. повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.5. периодически отчитываться по своей работе перед наставником и заместителем заведующего.
7. права молодого специалиста
7.1. защищать свою профессиональную честь и достоинство.
7.2. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
7.4. посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью.
7.6. повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. руководство работой наставника
8.1. организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя учреждения дошкольного образования.
8.2. старший воспитатель учреждения дошкольного образования обязан:
- представить назначенного молодого специалиста воспитателям учреждения дошкольного образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
- посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом;
-оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в учреждения дошкольного образования;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего, заведующий учреждения дошкольного образования.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. к документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее положение;
- приказ заведующего учреждения дошкольного образования об организации наставничества;
- годовой планы работы учреждения дошкольного образования;
- протоколы заседаний педагогического совета, группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
По окончанию процедуры разработки положения, издаются приказы:
- об утверждении положения о наставничестве,
- о закреплении наставника.
Приказ издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность ,написание его в свободной форме.