Воспитание звуковой культуры речи в игре
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, а в последствии появляется неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Игры на развитие звуковой культуры речи:
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игра «Придумай слово»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: посылка с картинками.
Ход игры: нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Например: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово — пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]»
Игра «Строим дорожку»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: мяч
Ход игры: дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.
Игра «Поймай слог»
Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.
Оборудование: мяч
Ход игры: «бросаем» детям слог, а они должны «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.
Игра «Раздели правильно»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: предметные картинки
Ход игры: необходимо сказать детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развитие фонематического восприятия, звукового анализа, автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение домика, предметные картинки.
Ход игры: перед игрой нужно отобрать картинки с заданным звуком и без него. Далее помещаем картинки с обозначением заданного звука на крышу домика в окошечко. Из предложенных предметных картинок ребенок должен выбрать картинки с заданным звуком.
Игра «Мешок с подарками»
Цель: развитие фонематического восприятия, звукового анализа, автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение мешочков, предметные картинки, «светофорчики» синий и зеленый.
Ход игры: перед началом игры отбираем картинки с твердым и мягким звуками. Затем ведущий произносит изолировано звуки. Ребенок должен определить звук и «просигналить» нужным «светофорчиком», определяя его твердость/мягкость. Далее предлагаются предметные картинки, ребенок должен разложить картинки в нужные мешочки.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: автоматизация изолированного звука, развитие речевого дыхания и кинестетических ощущений.
Оборудование: картинка с изображением дорожки.
Ход игры: ребенку предлагается помочь герою пройти по дорожке, изолированно произнося заданный звук. Необходимо следить за правильным распределением дыхания во время передвижения по дорожке.
Игра «Помоги Незнайке перейти через гору»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением горы, изображение Незнайки.
Ход игры: ребенку предлагается помочь герою перейти через гору, называя картинки с заданным звуком.
Игра «Бродилка»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: игровое поле, фишки (1-3 шт.), кубик.
Ход игры: игроки бросают по очереди кубик и начинают ход фишками с картинки, отмеченной другим цветом, выпавшее число на кубике обозначает количество ходов. На остановившейся картинке игроку нужно назвать ее, правильно произнося заданный звук.
Игра «Звуковой цветочек»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: серединка и лепестки цветка, с наклеенными на них картинками.
Ход игры: ребенку предлагается собрать цветочек, называя картинки на лепестках, четко проговаривая заданный звук.