Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у ребёнка дошкольного возраста"

Дата: 1 марта 2020 в 21:07, Обновлено 1 марта 2021 в 22:10

Роль семьи в преодолении речевых нарушений

у ребёнка дошкольного возраста

    Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи.

      Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д.  В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. 

    Точно могу Вам сказать, что дошкольника не учат, а развивают, учебный процесс — основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Играя на занятиях с детьми, мы даем им все те знания, которые ребенку необходимы. Но в виду индивидуальных способностей каждого ребенка, не все дети получают знания в полном объеме. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать.

Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?

     При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.  Поэтому в первую очередь - необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть своё нарушение: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

       Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

     Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Если родители уделяют недостаточное внимание к развитию речи своих детей, то появляются проблемы в виде нарушений произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут  учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного учреждения. Но основную работу в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя его родители.

    Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами. Для повышения результативности коррекционной работы используется такая форма, как тетрадь взаимосвязи для родителей, которая выдается с индивидуальными заданиями  для закрепления знаний и умений детей, полученных в конце каждой недели.

      Но, к сожалению,  хочется отметить: очень часто в коррекции речи детей участвует только учитель-дефектолог. А ведь при таком подходе, положительные результаты появятся гораздо позднее, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают дефектолога, как врача – «Работайте, а мы в стороне». Но ведь у педагога нет «волшебной таблетки», выпив которую ребенок идеально заговорит.

     Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и учителя-дефектолога, и их совместная работа. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты Вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено. Для того, чтобы Ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной.

      Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна. Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

    Помните! Никакие  воспитатели и учителя-дефектологи не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

     Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – дефектолога, воспитателей  и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.